СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИКА МАТЕМАТИКИ
«Задумаемся, почему одну из самых красивых наук на свете - математику - так не любят многие дети? Как можно не любить математику, если в ней воплощена сама суть науки и красоты?»
«Мы часто говорим: математика – это красота. Но, увы, это не всегда верно. Очень многое в математике безобразно, скучно и – как это ни странно – довольно глупо, хотя для усвоения этой глупости и требуется, порой, незаурядность ума. Особенно это относится к школьной математике. Чем это можно объяснить?»
«Видно, есть какое-то в нас неистребимое
свойство. Не терпит наша душа почему-то отсутствия опальности. Обязательно ну хоть
какой-то учебник нужно растоптать и с грязью смешать. Зачем? Ну хоть чтоб
остальным не повадно было. (Не повадно что? А всё равно…)
Так когда-то растоптали учебники Колмогорова. Тогда топтали так увлечённо, что и по сей день остановиться не можем… Вот так теперь считается «модным» разделаться с учебниками и учебными пособиями Пюрвя Эрдниева».
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
«На круглом столе по музейной педагогике, прошедшем в дни русской письменности на ВВЦ, прозвучала такая мысль. Как правило, в любом музее есть обзорные экскурсии, их проводят экскурсоводы. Есть и музейная педагогика. Вот и давайте работать по-отдельности…
Музейная педагогика должна не прийти на смену экскурсиям старого образца, а просто вырасти рядом – разве в этом нет дипломатической мудрости и такта?
Но все дело в том, что современная музейная педагогика не есть «просто» новый тип экскурсий. Возможно, так говорить было бы разумно: пока люди не привыкнут к новому. Однако есть опасность, что при этом похоронят саму суть музейной педагогики».
«Третьяковка — центр русского искусства. И совсем не случайно именно здесь, в Третьяковке, встретились музейные педагоги всей страны. Нашему уху еще странно и не очень знакомо это словосочетание «музейная педагогика». Но это не просто глава учебника по педагогике о том, как водить экскурсии с детьми...»
«Этот репортаж не только о музейной педагогике, хотя началось все с конференции, которую организовала Елена Ванслова, председатель Российской ассоциации музейных педагогов. До встречи с ней я знал только одного (правда, выдающегося) музейного педагога Тамару Хризман, - она ставит со своими дошколятами сказку о Золушке на лестнице Петродворца. Она называет это принципом «двойного контекста»: сказка начинает взаимодействовать с музейным пространством, рождая в душе ребенка необыкновенные, незабываемые переживания. Нечто подобное мне посчастливилось пережить самому во время недавней поездки в подмосковное Мелихово».
«Кто не видел
экскурсии, где толпа детей ходит за экскурсоводом, говорящим металлическим
голосом, где ничего не видно и почти ничего не слышно, а главное — почти никому
и ничего не интересно? Говоря языком науки: двойное объектное отношение — детей
к экспонатам, экскурсовода к детям. Но существует и другое, новое поветрие в
детско-музейном деле, название чему — «интерактив».
«Ветки и ряска, в просветах между которыми отражается мое лицо и столетние березы, те, о которых можно думать, что их посадил сам Антон Павлович (об этом есть в его письмах). За последние годы некоторые из столетних берез-старушек упали и сгнили, остальные – еще живы...
Уткнулся носом в кору. Вот оно – «мое озеро»…»