или Центральная симметрия
Мы часто говорим: математика – это
красота. Но, увы, это не всегда верно.
Очень многое в математике безобразно,
скучно и – как это ни странно – довольно глупо, хотя для усвоения этой глупости
и требуется, порой, незаурядность ума. Особенно это относится к школьной
математике. Чем это можно объяснить? Почему до сих пор математика – один из
самых нелюбимых предметов? Если она – действительно красота?
Ниже – рассуждения на эту тему.
Треугольник
прекрасен, особенно правильный, однако и в нём есть своя дисгармония
(математик спросит, например:
почему группа его симметрий не коммутативна?) И вовсе не очевидно, что
треугольник общего вида – самое наглядное, что только может быть в геометрии.
Почему же школа так их любит? Объяснение просто: существует множество (десятки
тысяч) задач про треугольники. Их придумали потому, что треугольники в течение
уже более полутора веков служили кормушкой многочисленным репетиторам и
замечательным средством отсеивать абитуриентов при приёмке в вузы. С точки же
зрения большой математики треугольник не есть фундамент ни для чего (во всяком
случае, в тех аспектах, которые изучаются в школе). Гораздо более
фундаментальны – преобразования симметрии (зеркальной, центральной и
орнаментальной).
Вывод
теорем программы для 7 и 8 класса на основе центральной симметрии очень короток
и элементарен. Тем не менее, после «понтрягинской контрреволюции» нет ни одного
учебника, поступающего так. Поэтому - вот своего рода «меморандум» такого
подхода: чтобы мы хотя бы не забыли, что он существует.
Центральная
симметрия. Накладываем на плоскость кальку, перечерчиваем фигуру, вкалываем
иголку в некую точку, называемую центром симметрии, поворачиваем на 180о
(можно и по часовой, и против). Фигура на кальке
перемещается. Если О – центр симметрии, то луч ОА
переходит в дополнительный луч ОА1, а точка А – в точку А1,
причём |ОА|=|ОА1|. Центральная симметрия – вид движения, так как
сохраняет расстояния: |f(A),f(B)|=|A,B| (здесь прямые скобки обозначают расстояние, f – центральная симметрия).
Если
при центральной симметрии фигура переходит в себя, то она называется
центрально-симметричной (или имеющей центр симметрии). Примеры
центрально-симметричных фигур буквально «пронизывают» курс математики в средней
школе: 1) график линейной зависимости y=ax, 2) график y=xn, где n – нечётно, 3) график синуса, 4) гипербола у=1/х, 5)
буква S, 6) двойная спираль, 7) параллелограмм и так далее.
Чувствуется, что центральная симметрия – более утончённый вид симметрии,
нежели, скажем, зеркальная.
Докажем
несколько простых свойств.
1. При
центральной симметрии не существует неподвижных точек, кроме центра симметрии. И действительно: каждая точка, кроме центра,
переходит в точку дополнительного луча.
2. Если при
центральной симметрии фигура F переходит в
фигуру F1, то фигура F1 переходит в фигуру F. Очевидно, если точка А
переходит в А1, то и А1 переходит в А. И так – любая
точка фигур F и F1.
3. Вертикальные
углы равны. Очевидно, так как они
центрально симметричны относительно их общей вершины.
4. При
центральной симметрии прямая, не проходящая через
центр симметрии, переходит в параллельную себе прямую. (Если же прямая проходит через центр симметрии, то она
переходит в себя, но это очевидно).
Пусть
прямые а и b
пересекаются в т. А. Тогда АÎа Þ f(A)Îb, АÎb Þ f(A)Îa, f(A)ÎaÇbÞf(A)=A. Но этого не может быть, так как АÎа и, следовательно, не является центром симметрии.
Отсюда
вытекает теорема о равенстве внутрених накрест лежащих углов: они симметричны
относительно центра отрезка, отсекаемого параллельными от секущей. Из равенства
внутренних накрест лежащих углов следует, что сумма внутренних углов
треугольника 180о…
Тот,
кто впервые встречается с методом преобразований, переживает просто шок,
настолько всё быстро доказывается. Действительно, так и должно быть – ведь
группы преобразований куда фундаментальнее, чем структуры конгруэнтности углов
и отрезков (это стало ясно уже после Эрлангенской программы Клейна). Однако в
последнее время преобразования явно вышли из школьной моды. Не потому, что они
плохи, наоборот, они просто СЛИШКОМ ХОРОШИ, и поэтому с ними не получается
сложных экзаменационных задач. И мы просто вынуждены учить людей быть
умными дураками.
Поистине: горе от ума.
Я
не призываю к новой “революции”: уже она была, и стало ясно, что начинать нужно
было с другого конца. Хочу лишь ещё раз напомнить о существовании гораздо более
эффективных методов доказательства всех школьных теорем и решения всех школьных
задач, чем тот, которому мы учим. Потому что либо наше
образование будет двигаться вперёд, и тогда неизбежно придёт день, когда мы
перестанем учить по-старинке, либо все наши сегодняшние размышления могут быть
любыми, хуже от этого не станет (но и лучше – тоже).
ДОБАВЛЕНИЕ
2007 ГОДА.
Метод
преобразований – в основе известного учебника А.Н.Колмогорова по геометрии –
тут не нужно ничего изобретать. Однако «колмогоровская революция» семидесятых
годов закончилась в тот момент, когда школьники, проучившиеся
по новым учебникам школьный курс стали поступать в вузы. Оказалось:
стандартную абитуриентскую геометрию они знают гораздо хуже. Но ведь это так и
должно было быть. Ребята учили то, чему их учили. А спрашивали с них
по-старинке. Главный недостаток колмогоровской реформы состоял, как видно, в
том, что тот же самый старый материал, старое содержание просто попытались
налить в новые мехи. Соответственно, одно к другому не подошло. Тогда как
резкое сокращение традиционного материала (по части доказательств), которого
удается добиться, ПОЗВОЛИЛО БЫ ВКЛЮЧИТЬ БОЛЬШОЙ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ, доведя
программу до математики 20-го века.
«Старая»
(одна же – действующая) программа – это просто тест для отсеивания тех, кто не
имеет математических способностей. Часть ребят его выдерживает и попадает в
вуз, где продолжает обучение математике. Другая часть детей – не выдерживает, и
остается на уровне математики 17 века. Эта часть математики имеет не очень
большое практическое и культурное значение. Попытка создать еще информатику –
параллельно традиционной математике – неудачна, т.к. между обычной математикой
и информатикой сохраняется неустранимая идейная дистанция… Для
практических целей не нужны уже обыкновенные дроби, не случайно их нет на
простом калькуляторе. Обыкновенные дроби включены в программу как пропедевтика
радиональных дробей в алгебре! В «жизни» они совершенно никому не нужны. А это –
4-й и 5-й классы. Поэтому реальный школьник выходит за ворота школы с подробным
знанием многих совершенно ненужных вещей и без малейшего представления о том,
что происходит в реальной науке под названием «математика».
Я
очень много писал обо всем этом. Но, Маяковский правильно заметил, что «голос
единицы тоньше писка».