Машина времени
Третьяковка — центр русского искусства. И совсем не
случайно именно здесь,
в Третьяковке, встретились
музейные педагоги всей страны. Нашему уху
еще странно и
не очень знакомо это
словосочетание «музейная
педагогика». Но это не
просто глава учебника по
педагогике о том, как
водить экскурсии с детьми...
- Я хочу, чтобы дети думали так: «Весь мир — музей», —
говорит Елена
Гавриловна Ванслова, общепризнанный лидер
нового
(хоть ему уже 20 лет) педагогического
направления. Она же
бессменный председатель Объединения
музейных педагогов
России, руководитель Всероссийского
семинара «Музей и
подрастающее поколение». Она же —
центр притяжения и главный
теоретик музейной педагогики,
автор многих книг, в
том числе «Культура и дети глазами
музейного педагога, или Как стать счастливее», 2004
год...
«Ну и что, — могут сказать, так все говорят:
кинематографисты —
«весь мир — кино», артисты — «весь
мир — театр», а,
скажем, игроки, — «весь мир — игра».
Попробую объяснить — разница в глубине
смысла.
Представим себе историка.
Он стремится — пусть в мечтах, снах, в мысли —
перенестись в ту
далекую эпоху, которую изучает, в
прошлое... Хотя все
понимают, что это невозможно, но
тайная мысль любого
историка — машина времени. Однако
дело в том, что человек
существует во времени, поэтому
сам (историк человек,
следовательно...) является машиной
времени.
Как так? Предположим, мне отпущено судьбой 50 лет
сознательной жизни. Это
разумное предположение с учетом
средней
продолжительности жизни человека. Тогда мне
должно быть ясно: все
то, что со мной происходило или
происходит в начале
пути, СТАНЕТ ИСТОРИЕЙ, когда я
подойду к концу моей судьбы. Теперь
понятно? Если я,
будучи еще школьником,
осознаю, что по отношению к
своему будущему, то
есть к тому человеку, каким я стану
через 50 лет, буду
ПРОШЛЫМ, то я должен осознать себя
путешественником в это
прошлое.
Но понять это могу я только В ШКОЛЕ.
Потом уже
постепенно я буду
приближаться к будущему, и все мои
знания и понимания, что я
в прошлом, постепенно будут по
мере этого движения
терять свою цену. Значит, как важно
ОБЪЯСНИТЬ это детям!
Длинная теорема. Но вот вывод: «Весь мир — музей». И
относиться ко всему
окружающему нужно — соответственно,
— как к музейным
экспонатам, то есть бережно. И к людям,
которые (с этой точки
зрения) суть люди прошлого, и к
вещам, которые суть
памятники культуры. И вот теперь мы
видим, что в этом
высказывании замечательного музейного
педагога Е.Г.Вансловой
— целая философия! И это
философия музейной
педагогики.
...Недавно я выбросил целую пачку старых открыток.
Накопилась макулатура,
я сначала ее — на дачу, чтобы не
путалась под ногами. А
там — печку надо топить? Вот и
гори наше общее
прошлое. Прошлое, оно и есть прошлое.
Ему и надо исчезать. И
подумалось еще: а ведь это
какая-то мысль
знакомая, очень... Кто храмы взрывал в
незапамятные годы, тоже
ведь именно ТАК думал.
На мое счастье, не все
сжег. И подумал я тогда: быть
нашему СЕМЕЙНОМУ МУЗЕЮ!
С предложения детям, своим ученикам, создать домашние
музеи и начинается во
многих школах музейная педагогика.
Одновременно возникает
школьный музей. Никаких установок
«сверху» не требуется:
музеи возникают сами собой, и в
дело с энтузиазмом
включаются родители. Потому что это
затрагивает какие-то
очень важные, очень глубокие струны
в человеческом
существе. И так в Москве уже создано
около 700 школьных
музеев! И это только то, что
известно, это те музеи,
которым выданы лицензии, сколько
же
неизвестных — сказать не может никто. Значит, в одной
только Москве — тысячи
домашних музеев!
Между прочим, конференция называлась «Музейная
педагогика и
патриотическое воспитание учащихся и
студентов». Человек,
слабо знающий идеи Елены Гавриловны
Вансловой, мог подумать
о том новом, «современном»
смысле,
который вкладывается некоторыми в понятие
«патриот». Кристально
чистые «определения» привел
некогда Д.С.Лихачев
«Патриотизм — это любовь к своему
народу. Национализм —
это пренебрежение, ненависть к
другим народам».
...Есть в городе Рыбинске музей, где детям рассказывают
о тех городках и
деревнях, что оказались затопленными
водохранилищем. О тех
храмах, кресты которых до сих пор
виднеются над водой, о
тех тысячах русских людей, что в
одночасье оказались
беженцами в своей родной стране, о
земле, что покинута и
стала дном...
Есть музей возле Куликова поля, где
организованы такие
интересные программы
для детей: например, пару недель
прожить в доме
бабушки-крестьянки, в обстановке
старинного быта,
научиться доить коров, ездить на лошади
верхом, косить траву... Две недели —
это так мало!
Нужно, чтобы наши дети
все лето ездили в ночное, жили в
селе
— но нет, это невозможно, так пусть хоть немного,
хоть эти две недели!
...Докладчица из Третьяковки, Марина Владимировна
Мацкевич, привела такой
случай. Как-то она подвела ребят
к картине Васнецова
«Половецкое поле» и сказала: «Дети!
Все русские воины
погибли. Кто же будет защищать землю
русскую?» Дети долго
молчали. Потом один мальчик сказал:
«Может быть, эти
птицы?» И еще другой добавил: «Может
быть, — солнце?» А одна девочка
сказала: «Нет. Ни птицы,
ни солнце не защитят
русскую землю. Это должны будем
сделать мы».