Сундук
земской учительницы
Метод
быстрого перемещения в XIX век
Кто не видел экскурсии,
где толпа детей ходит за
экскурсоводом, говорящим металлическим голосом, где
ничего не видно и почти ничего не слышно, а главное —
почти никому и ничего не интересно? Говоря языком науки:
двойное объектное отношение — детей к экспонатам,
экскурсовода к детям. Но существует и другое, новое
поветрие в детско-музейном деле, название чему —
«интерактив».
Мы
— в чеховском Мелихово, тут проводит интерактивную
(т.е. включающую детей
в свой сценарий) экскурсию
замечательный педагог —
Ирина Гаркуша. Мы уже писали об
Ирине Ивановне. В
Мелихово она ходит в длинном платье
XIX века, в боа.
Обмахивается старинным веером...
Ходячая реклама высокой
музейной культуры.
«Косит под Чайку», —
говорит местная молодежная
«трудная» публика, но
признает в ней Личность.
Но сегодня наша Чайка —
учительница в мелиховской
земской школе (а ныне —
музее). Кстати, факт, достойный
осмысления. Эта школа, сохранившаяся в
целости до наших
дней — и даже недавно
еще реально работавшая, больше ста
лет назад построена Антоном Павловичем Чеховым. На
кровные гонорары от
пьес и рассказов. И, чтобы удивить
окончательно, добавлю:
это не первая, а уже третья
построенная Чеховым
школа!
«Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя
школу, колодезь или
что-нибудь вроде, чтобы жизнь не
приходила и не уходила
в вечность бесследно», — сказал
как-то Антон Павлович.
Эх, а ведь как верно! И чтобы
никто не подумал, что это шутка, сам
построил три
школы... В наше время
шикарных коттеджей, боюсь, это
смотрится как пережиток
прошлого.
Открываем дверь и заходим в пахнущий древесиной
(экологично!) класс.
Смотрите-ка, за партами дети сидят! Мы не спим: это наши
современные дети на
современной интерактивной экскурсии.
У доски — учительница
(Ирина Ивановна).
Оглядываемся вокруг: вещи-то какие
старинные и
интересные!
Волшебный фонарь, показывающий картины от свечки...
Карта России, составленная В.В.Урусовым в конце XIX
века...
Счеты...
Парты Эрисмана...
Грифельные доски...
Лапти...
И
даже такие знакомые старшему поколению, но для
современных
младшеклассников совершенно непонятные
предметы, как
пресс-папье или даже вот — чернильницы!
Все это дети могут
потрогать, подержать в руках. Пером
написать, книжку с ятем
открыть, лапти примерить. На
некоторое время стать
теми детьми, что учились здесь сто
лет назад.
— Посмотрите, ребята, что
это? — Сундук! —
Правильно. А чей это
сундук? Не знаете? Это сундук
учительницы.
Мелиховская учительница переехала в
Серпухов, а сундук
остался здесь — его перевезут потом.
Посмотрим-ка, что тут
есть? — Петрушка! — Да, старинная
игрушка, Петрушка. Это
Петрушка-акробат. Если дернуть за
ниточку, он
кувыркнется. — Ух
ты! Здорово! — А вот
другие игрушки: карточки лото,
бочоночки, это дудочка! —
Можно поиграть? —
Конечно! — А это — книжка какая-то.
Что за книжка? —
Чехов... — Да, учительница читала
Чехова. Это 15-й том
собрания сочинений, 1901 г.,
издание Маркса. Тут еще
стеариновая свечка: учительница
читала затемно,
электричества еще не было. Сумочка.
Знаете, как называется?
Ридикюль. — Смешное слово... —
Да. Так называется. Вот
еще веер из белых страусиных
перьев. Это чтобы в
гости ходить: лайковые перчатки.
Хочешь попробовать
надеть? Видишь, какие маленькие ручки
были у учительницы... А
ведь надо было и печку топить, и
дрова носить... — А это
что? Пузыречек какой-то... — Это
лекарства от Ферейна,
от головной боли, мигрени. Много
работала учительница —
вот и болела головушка... — Это
что за прутик? — Это,
дорогой мой, не прутик, а розга...
А это вот —
колокольчик. Тот самый, который вешали под
дугу к тройке. Так и
назывался — поддужный. Но его
переделали. И теперь он
— школьный звонок. Ну-ка,
позвоним....
«Дети в школу собирайтесь, петушок пропел давно!» —
написано на доске. —
Ребята! Одна из первых учительниц
Мелиховской школы
М.И.Грачева прислала создателю музея
Юрию Авдееву
вот какое письмо:
«Я вспомнила жизнь А.Ф.Родионова. Его изба стояла у
самой дороги, была
очень ветхая. Это был самый бедный
крестьянин в Мелихове.
У него было много детей. В любое
время года окна его
избы были заткнуты тряпками. Была у
него какая-то жалкая коровенка, которая стояла в сарае
из жердочек и вечно
мычала, была голодна.
Дети зимой грелись все время на печи и на шестке, были
все разуты и раздеты.
Один его новорожденный ребенок
задохнулся в люльке в
тряпье.
Это была вопиющая бедность! У меня в школе учился один
его сынишка, Ленька.
Мальчик он был худенький, бледный и
в школу зимой всегда
бегал босиком. Прибежит, сядет на
парту, ножки под себя и
согревает. Сколько я ему не
давала ботинок, это
только до дома — там у него их
отнимали и щеголяли
все... Это было после престольного
праздника Воздвижения,
этот праздник праздновала раньше
вся деревня. Много
выпивалось и поедалось. У Родионовых
праздник был похож на
будни, но они угощались селедкой.
Ленька потихоньку один
кусочек селедки оставил для меня
и на другой день, 15
сентября, придя в школу,
таинственно преподносит
мне кусочек селедки в какой-то
грязной газетке. На
лице его была улыбка. Он от всей
души угощал меня».
А как бы вы поступили в этом случае, ребята? — Ну, я бы
сказал: «Я селедку не
люблю»! — А я бы съела, через
силу. Он ведь добра мне
хотел.
«Я, конечно, не обижая его, взяла селедку, положила на
стол, поблагодарила и начала
занятия. В перемену я
принесла хлеба и
попросила его съесть селедку за мое
здоровье, сказав, что
селедка у меня в доме есть...» —
Видите, какая добрая, какая тактичная была эта
учительница! Не
мудрено, что сельские дети очень любили
ее и старались хорошо
учиться, чтобы она не огорчалась.
Жаль только, не все дети
могли учиться в школе...
Помните рассказ
«Ванька»? Мальчик хотел учиться, но его
отдали в Москву в
подмастерья, где только «бьют, не
кормят и ничему не
учат...»
А
теперь — всем вам загадка.
В небе — дыра.
В земле — дыра.
Посередине — огонь да вода.
Что это? Не угадали? А
ну-ка, сторож, неси самовар!
В класс вносится большой медный самовар. Ребенок-сторож
должен правильно налить
воду, насыпать шишки, раздуть
воображаемый огонь...
сапогом.
А потом всем дают баранки!
На этом интерактивная экскурсия не кончилась: еще были
народные игры, шутки,
считалки, загадки, подарки,
беготня вокруг школы,
потом — прощание. И в какой-то
момент мне показалось: дети
на самом деле позабыли,
какой век на дворе...