МАТЕМАТИКА – ЭТО КРАСОТА

 

Задумаемся, почему одну из самых красивых наук на свете - математику - так не любят многие дети? Как можно не любить математику, если в ней воплощена сама суть науки и красоты? Если сам Леонардо да Винчи говорил: «Никакое человеческое исследование не может быть названо истинной наукой, если оно не проходит математического доказательства»?

Неужели из-за сложности материала? Но ведь уровень требований - это параметр, который задан нами: программой, действующим учебником, он определяется учителем, наконец. Можно ведь объяснить и попроще. Неужели мы так не любим наших детей, что преподаем одну из самых прекрасных наук таким ужасным способом, что дети начинают ее ненавидеть? Или математика ДЕЙСТВИТЕЛЬНО столь сложна, что ее невозможно изучить без слез?

         Но полистав действующие учебники по математике, взглянув на них свежим взглядом, я отчетливо понял: не в этом дело. Учебники МОЖНО написать просто. Да вот только это никому совершенно не нужно. Наоборот, ставится цель максимально ЗАПУТАТЬ учебники, максимально УСЛОЖНИТЬ материал, поднять планку сложности никому не нужных, не дающих ничего ни уму, ни сердцу тупых упражнений.

         Зачем же это делается?

         Тому две причины. В советское время «культура» считалась надстройкой, школу называли «политехнической». Одной из ее задач было просеивание людей по уровню способностей к технико-математическому мышлению. Не требовалось понимание красоты. Красота была нужна в ограниченном размере. А в силу общего уродства жизни повышенная чувствительность к эстетической стороне жизни была попросту вредна.

К тому же повышенные критерии по части технических навыков предъявлялись всем: кто им не удовлетворял, просто не поступал в вуз, но до конца своих дней помнил про ненавистные «арккосинусы», на которых срезался на экзамене. Такие «неспособные» становились доярками, слесарями, учителями, лифтерами… Все они были недоучившимися «политехниками».

А вот вторая причина детской ненависти к математике: авторы учебников, как и методисты, составляющие программы, как и сами учителя, разделяющие их установки, стремятся (сознательно или бессознательно) создать у учащихся прочный КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ, и использовать это «в учебных целях». Для дисциплины.

Бедные дети! И как удивительно, что некоторым из них все-таки удается в конце концов полюбить математику! И при таких-то установках мы осмеливаемся говорить о трудностях с мотивацией у детей!

         И так устроена ПОЧТИ ЛЮБАЯ государственная школа (за некоторыми, впрочем, немногими, исключениями). Ставится задача обучить не науке как таковой, а тому, как жить в обществе, будучи винтиком и шестеренкой в огромном государственном или рыночном механизме. Сначала нужно научиться терпеть свою винтикообразность в школе, а для этого ребенка нужно запугать. Что и делается в высшей степени успешно на уроках математики.

         Ни о каком развитии личности, как правило, речи не идет, нет! Наоборот, именно наиболее яркие личности в школе особенно сильно ненавидят математику. Потому что она выхолащивает именно личностное начало. Потому что она унижает их, стремится сделать послушными.

         А если взглянуть на вещи реально и с точки зрения гуманизма, то выходит: нужно прежде всего искать способ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ребенка занятиями. Но именно МАТЕМАТИКА в этом плане особенно подходящий предмет. Именно в математике внутренняя ее КРАСОТА - прекрасный повод к тому, чтобы ваш сын или ваша дочка полюбили ее. Нужно только научиться РАСКРЫВАТЬ ребенку красоту математики (а это очень просто, потому что она такая и есть).

         МАТЕМАТИКА - ЭТО КРАСОТА, сконцентрированная в наивозможно маленьком объеме. Это - сама эссенция красоты. Есть эстетическая теория, утверждающая, что красота вообще - это наличие ВНУТРЕННИХ математических закономерностей в предмете, ощущаемых нами как гармония. Но нет необходимости аппелировать к философским теориям - художники издревле прекрасно ЗНАЛИ, что наиболее красивая пропорция у растения ли, в спирали улитки или в теле человека определяется ЗОЛОТЫМ СЕЧЕНИЕМ: математическим рядом отношений, которые великий французский архитектор Ле Корбюзье назвал МОДУЛОРОМ (хотя сам термин «золотое сечение» появился только в эпоху Возрождения).

         А ведь ПРИЧИНА ЛЮБВИ - КРАСОТА. Так давайте же поучимся находить красоту в математике (которая и сама есть не что иное как красота). Находить - и заражать этой красотой наших детей: тогда и возникнет любовь к математике. Возможно, если мы всерьез поставим перед собой эту задачу, то сможем открыть НОВЫЕ аспекты и школьной математики, причем даже школьные учителя, которые, конечно же, втайне любят свой предмет и страдают от необходимости уродовать его, скажут нам «спасибо».

        

 

 

Hosted by uCoz