Машина времени

                        

                            Третьяковка — центр русского искусства. И совсем не

                        случайно именно здесь, в Третьяковке, встретились

                        музейные педагоги всей страны. Нашему уху еще странно и

                        не очень знакомо это словосочетание «музейная

                        педагогика». Но это не просто глава учебника по

                        педагогике о том, как водить экскурсии с детьми...

                            - Я хочу, чтобы дети думали так: «Весь мир — музей», —

                        говорит Елена Гавриловна Ванслова, общепризнанный лидер

                        нового (хоть ему уже 20 лет) педагогического

                        направления. Она же бессменный председатель Объединения

                        музейных педагогов России, руководитель Всероссийского

                        семинара «Музей и подрастающее поколение». Она же —

                        центр притяжения и главный теоретик музейной педагогики,

                        автор многих книг, в том числе «Культура и дети глазами

                        музейного педагога, или Как стать счастливее», 2004

                        год...

                            «Ну и что, — могут сказать, так все говорят:

                        кинематографисты — «весь мир — кино», артисты — «весь

                        мир — театр», а, скажем, игроки, — «весь мир — игра».

                        Попробую объяснить — разница в глубине смысла.

                            Представим себе историка.

                            Он стремится — пусть в мечтах, снах, в мысли —

                        перенестись в ту далекую эпоху, которую изучает, в

                        прошлое... Хотя все понимают, что это невозможно, но

                        тайная мысль любого историка — машина времени. Однако

                        дело в том, что человек существует во времени, поэтому

                        сам (историк человек, следовательно...) является машиной

                        времени.

                            Как так? Предположим, мне отпущено судьбой 50 лет

                        сознательной жизни. Это разумное предположение с учетом

                        средней продолжительности жизни человека. Тогда мне

                        должно быть ясно: все то, что со мной происходило или

                        происходит в начале пути, СТАНЕТ ИСТОРИЕЙ, когда я

                        подойду к концу моей судьбы. Теперь понятно? Если я,

                        будучи еще школьником, осознаю, что по отношению к

                        своему будущему, то есть к тому человеку, каким я стану

                        через 50 лет, буду ПРОШЛЫМ, то я должен осознать себя

                        путешественником в это прошлое.

                            Но понять это могу я только В ШКОЛЕ. Потом уже

                        постепенно я буду приближаться к будущему, и все мои

                        знания и понимания, что я в прошлом, постепенно будут по

                        мере этого движения терять свою цену. Значит, как важно

                        ОБЪЯСНИТЬ это детям!

                            Длинная теорема. Но вот вывод: «Весь мир — музей». И

                        относиться ко всему окружающему нужно — соответственно,

                        — как к музейным экспонатам, то есть бережно. И к людям,

                        которые (с этой точки зрения) суть люди прошлого, и к

                        вещам, которые суть памятники культуры. И вот теперь мы

                        видим, что в этом высказывании замечательного музейного

                        педагога Е.Г.Вансловой — целая философия! И это

                        философия музейной педагогики.

                            ...Недавно я выбросил целую пачку старых открыток.

                        Накопилась макулатура, я сначала ее — на дачу, чтобы не

                        путалась под ногами. А там — печку надо топить? Вот и

                        гори наше общее прошлое. Прошлое, оно и есть прошлое.

                        Ему и надо исчезать. И подумалось еще: а ведь это

                        какая-то мысль знакомая, очень... Кто храмы взрывал в

                        незапамятные годы, тоже ведь именно ТАК думал.

                        На мое счастье, не все сжег. И подумал я тогда: быть

                        нашему СЕМЕЙНОМУ МУЗЕЮ!

                            С предложения детям, своим ученикам, создать домашние

                        музеи и начинается во многих школах музейная педагогика.

                        Одновременно возникает школьный музей. Никаких установок

                        «сверху» не требуется: музеи возникают сами собой, и в

                        дело с энтузиазмом включаются родители. Потому что это

                        затрагивает какие-то очень важные, очень глубокие струны

                        в человеческом существе. И так в Москве уже создано

                        около 700 школьных музеев! И это только то, что

                        известно, это те музеи, которым выданы лицензии, сколько

                        же неизвестных — сказать не может никто. Значит, в одной

                        только Москве — тысячи домашних музеев!

                            Между прочим, конференция называлась «Музейная

                        педагогика и патриотическое воспитание учащихся и

                        студентов». Человек, слабо знающий идеи Елены Гавриловны

                        Вансловой, мог подумать о том новом, «современном»

                        смысле, который вкладывается некоторыми в понятие

                        «патриот». Кристально чистые «определения» привел

                        некогда Д.С.Лихачев «Патриотизм — это любовь к своему

                        народу. Национализм — это пренебрежение, ненависть к

                        другим народам».

                            ...Есть в городе Рыбинске музей, где детям рассказывают

                        о тех городках и деревнях, что оказались затопленными

                        водохранилищем. О тех храмах, кресты которых до сих пор

                        виднеются над водой, о тех тысячах русских людей, что в

                        одночасье оказались беженцами в своей родной стране, о

                        земле, что покинута и стала дном...

                            Есть музей возле Куликова поля, где организованы такие

                        интересные программы для детей: например, пару недель

                        прожить в доме бабушки-крестьянки, в обстановке

                        старинного быта, научиться доить коров, ездить на лошади

                        верхом, косить траву... Две недели — это так мало!

                        Нужно, чтобы наши дети все лето ездили в ночное, жили в

                        селе — но нет, это невозможно, так пусть хоть немного,

                        хоть эти две недели!

                            ...Докладчица из Третьяковки, Марина Владимировна

                        Мацкевич, привела такой случай. Как-то она подвела ребят

                        к картине Васнецова «Половецкое поле» и сказала: «Дети!

                        Все русские воины погибли. Кто же будет защищать землю

                        русскую?» Дети долго молчали. Потом один мальчик сказал:

                        «Может быть, эти птицы?» И еще другой добавил: «Может

                        быть, — солнце?» А одна девочка сказала: «Нет. Ни птицы,

                        ни солнце не защитят русскую землю. Это должны будем

                        сделать мы».

 

 

 

Hosted by uCoz