Сундук земской учительницы

                                        Метод быстрого перемещения в XIX век

 

                                               Кто не видел экскурсии, где толпа детей ходит за

                        экскурсоводом, говорящим металлическим голосом, где

                        ничего не видно и почти ничего не слышно, а главное —

                        почти никому и ничего не интересно? Говоря языком науки:

                        двойное объектное отношение — детей к экспонатам,

                        экскурсовода к детям. Но существует и другое, новое

                        поветрие в детско-музейном деле, название чему —

                        «интерактив».

 

                       

                            Мы — в чеховском Мелихово, тут проводит интерактивную

                        (т.е. включающую детей в свой сценарий) экскурсию

                        замечательный педагог — Ирина Гаркуша. Мы уже писали об

                        Ирине Ивановне. В Мелихово она ходит в длинном платье

                        XIX века, в боа. Обмахивается старинным веером...

                        Ходячая реклама высокой музейной культуры.

                        «Косит под Чайку», — говорит местная молодежная

                        «трудная» публика, но признает в ней Личность.

                        Но сегодня наша Чайка — учительница в мелиховской

                        земской школе (а ныне — музее). Кстати, факт, достойный

                        осмысления. Эта школа, сохранившаяся в целости до наших

                        дней — и даже недавно еще реально работавшая, больше ста

                        лет назад построена Антоном Павловичем Чеховым. На

                        кровные гонорары от пьес и рассказов. И, чтобы удивить

                        окончательно, добавлю: это не первая, а уже третья

                        построенная Чеховым школа!

                            «Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя

                        школу, колодезь или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не

                        приходила и не уходила в вечность бесследно», — сказал

                        как-то Антон Павлович. Эх, а ведь как верно! И чтобы

                        никто не подумал, что это шутка, сам построил три

                        школы... В наше время шикарных коттеджей, боюсь, это

                        смотрится как пережиток прошлого.

                            Открываем дверь и заходим в пахнущий древесиной

                        (экологично!) класс.

                            Смотрите-ка, за партами дети сидят! Мы не спим: это наши

                        современные дети на современной интерактивной экскурсии.

                        У доски — учительница (Ирина Ивановна).

                            Оглядываемся вокруг: вещи-то какие старинные и

                        интересные!

                            Волшебный фонарь, показывающий картины от свечки...

                            Карта России, составленная В.В.Урусовым в конце XIX

                        века...

                            Счеты...

                            Парты Эрисмана...

                            Грифельные доски...

                            Лапти...

                            И даже такие знакомые старшему поколению, но для

                        современных младшеклассников совершенно непонятные

                        предметы, как пресс-папье или даже вот — чернильницы!

                        Все это дети могут потрогать, подержать в руках. Пером

                        написать, книжку с ятем открыть, лапти примерить. На

                        некоторое время стать теми детьми, что учились здесь сто

                        лет назад. 

                   — Посмотрите, ребята, что это?  — Сундук! —

                        Правильно. А чей это сундук? Не знаете? Это сундук

                        учительницы. Мелиховская учительница переехала в

                        Серпухов, а сундук остался здесь — его перевезут потом.

                        Посмотрим-ка, что тут есть? — Петрушка! — Да, старинная

                        игрушка, Петрушка. Это Петрушка-акробат. Если дернуть за

                        ниточку, он кувыркнется.  Ух ты! Здорово! — А вот

                        другие игрушки: карточки лото, бочоночки, это дудочка! —

                        Можно поиграть? — Конечно! — А это — книжка какая-то.

                        Что за книжка? — Чехов...  — Да, учительница читала

                        Чехова. Это 15-й том собрания сочинений, 1901 г.,

                        издание Маркса. Тут еще стеариновая свечка: учительница

                        читала затемно, электричества еще не было. Сумочка.

                        Знаете, как называется? Ридикюль.  — Смешное слово... 

                        Да. Так называется. Вот еще веер из белых страусиных

                        перьев. Это чтобы в гости ходить: лайковые перчатки.

                        Хочешь попробовать надеть? Видишь, какие маленькие ручки

                        были у учительницы... А ведь надо было и печку топить, и

                        дрова носить... — А это что? Пузыречек какой-то... — Это

                        лекарства от Ферейна, от головной боли, мигрени. Много

                        работала учительница — вот и болела головушка... — Это

                        что за прутик? — Это, дорогой мой, не прутик, а розга...

                        А это вот — колокольчик. Тот самый, который вешали под

                        дугу к тройке. Так и назывался — поддужный. Но его

                        переделали. И теперь он — школьный звонок. Ну-ка,

                        позвоним....

                            «Дети в школу собирайтесь, петушок пропел давно!» —

                        написано на доске. — Ребята! Одна из первых учительниц

                        Мелиховской школы М.И.Грачева прислала создателю музея

                        Юрию Авдееву вот какое письмо:

                            «Я вспомнила жизнь А.Ф.Родионова. Его изба стояла у

                        самой дороги, была очень ветхая. Это был самый бедный

                        крестьянин в Мелихове. У него было много детей. В любое

                        время года окна его избы были заткнуты тряпками. Была у

                        него какая-то жалкая коровенка, которая стояла в сарае

                        из жердочек и вечно мычала, была голодна.

                            Дети зимой грелись все время на печи и на шестке, были

                        все разуты и раздеты. Один его новорожденный ребенок

                        задохнулся в люльке в тряпье.

                            Это была вопиющая бедность! У меня в школе учился один

                        его сынишка, Ленька. Мальчик он был худенький, бледный и

                        в школу зимой всегда бегал босиком. Прибежит, сядет на

                        парту, ножки под себя и согревает. Сколько я ему не

                        давала ботинок, это только до дома — там у него их

                        отнимали и щеголяли все... Это было после престольного

                        праздника Воздвижения, этот праздник праздновала раньше

                        вся деревня. Много выпивалось и поедалось. У Родионовых

                        праздник был похож на будни, но они угощались селедкой.

                        Ленька потихоньку один кусочек селедки оставил для меня

                        и на другой день, 15 сентября, придя в школу,

                        таинственно преподносит мне кусочек селедки в какой-то

                        грязной газетке. На лице его была улыбка. Он от всей

                        души угощал меня».

                            А как бы вы поступили в этом случае, ребята? — Ну, я бы

                        сказал: «Я селедку не люблю»! — А я бы съела, через

                        силу. Он ведь добра мне хотел.

                            «Я, конечно, не обижая его, взяла селедку, положила на

                        стол, поблагодарила и начала занятия. В перемену я

                        принесла хлеба и попросила его съесть селедку за мое

                        здоровье, сказав, что селедка у меня в доме есть...» —

                            Видите, какая добрая, какая тактичная была эта

                        учительница! Не мудрено, что сельские дети очень любили

                        ее и старались хорошо учиться, чтобы она не огорчалась.

                        Жаль только, не все дети могли учиться в школе...

                        Помните рассказ «Ванька»? Мальчик хотел учиться, но его

                        отдали в Москву в подмастерья, где только «бьют, не

                        кормят и ничему не учат...»

                            А теперь — всем вам загадка.

                            В небе — дыра.

                            В земле — дыра.

                            Посередине — огонь да вода.

                             Что это? Не угадали? А ну-ка, сторож, неси самовар!

                            В класс вносится большой медный самовар. Ребенок-сторож

                        должен правильно налить воду, насыпать шишки, раздуть

                        воображаемый огонь... сапогом.

                            А потом всем дают баранки!

                            На этом интерактивная экскурсия не кончилась: еще были

                        народные игры, шутки, считалки, загадки, подарки,

                        беготня вокруг школы, потом — прощание. И в какой-то

                        момент мне показалось: дети на самом деле позабыли,

                        какой век на дворе...

                         

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz