У ОЗЕРА

Ветки и ряска, в просветах между которыми отражается мое лицо и столетние березы, те, о которых можно думать, что их посадил сам Антон Павлович (об этом есть в его письмах). За последние годы некоторые из столетних берез-старушек упали и сгнили, остальные – еще живы...

Уткнулся носом в кору. Вот оно – «мое озеро»…

Предыстория такая. Рядом с чеховской усадьбой «Мелихово» пруд (не тот, что внутри, рядом с домом, а – чуть дальше, за оградой, второй). Этот пруд очень похож на озеро из «Чайки». Скажут мне: «Некоторые и озеро в пруд превратили»… Это не я, это сам Чехов сделал так:

«…Широкая аллея, ведущая по направлению от зрителей в глубину парка к озеру, загорожена эстрадой, наскоро сколоченной для домашнего спектакля, так что ОЗЕРА совсем не видно».

Весной 2000 года с участниками ежегодного семинара по музейной педагогике, который сейчас принято называть «семинар Е.Г.Вансловой» по имени его бессменной руководительницы, возглавляющей Российскую ассоциацию музейных педагогов, - мне привелось побывать здесь, в Мелихово. Экскурсию вела Ирина Гаркуша в платье XIX века, уникум среди экскурсоводов, рализовавшая идею методики интерактивных экскурсий: она - одна из первых, которая работала так (и каким это тогда казалось непривычным и смелым!)

Озеро (читай пруд) было в те годы «забыто». О нем, конечно, знали специалисты, но оно погрузилось в озеро их памяти так глубоко, что, казалось, перестало существовать. Поэтому мы решились преодолеть весенние лужи (а ведь еще снег кое-где лежал, а Ирина была в туфльках), и разыскать озеро. И мы его «нашли», притаившемся среди кустарника и деревьев, спрятавшегося от всей современной жизни с ее «новыми русскими», громкими шоу, кричащей рекламой… Там была тишина… На секунду показалось, что время действительно «свершило круг», и нас перенесло лет на сто назад.

И тогда я уяснил себе некий педагогический закон. Понял, что настоящее изучение русских романов и других произведений нужно обязательно сочетать с поездками по тем местам, которые послужили их «природными прототипами», «сценой», фоном действия их героев. Базаров, Евгений Онегин, Треплев, Татьяна, Наташа Ростова – все они существовали не в безвоздушном пространстве и только природная среда способна воскресить их в нашем сознании и в сознании наших детей.  Да, та самая «природная среда». О ней экологи заботятся как об условии физического выживания, кроме того, имеет еще, оказывется, значение для выживания духовного, без чего незачем и физическое.

Сюда, в Мелихово «к Чехову», в Ясную Поляну «к Толстому», в Коктебель «к Волошину», в Михайловское «к Пушкину» и т.д. не должны заростать тропы, по которым идет следующее наше поколение… И совсем не как дань уважения великим теням прошлого! А потому что природный ландшафт – абсолютно необходимое «приложение» к русской литературе, единственный способ ее познания… 

И тогда я решил вернуться в Мелехово через несколько лет, вновь прикоснуться к этим умирающим березам, к этому чеховскому запаху коры, и спросить: «Как поживаешь, озеро?» Может и не стоило тебя «находить», так бы ты и сидело, спрятавшись в своих кустах?

… В марте этого года прошли ежегодные «Чеховские чтения».

Ирина Гаркуша выступала с докладом об интерактивных методах музейной педагогики. Она обобщила то, что было сделано за эти годы. Приведу небольшие отрывки из этого выстуаления.

«Воссоздавший в 50-е годы Мелиховскую чеховскую усадьбу Юрий Константинович Авдеев создал новую чеховскую музейную реальность… Музей воспитывает образами… Дом, усадьба, село, школа, церковь, амбулатория, пожарный сарай, пруд, сад, аллея…»

Хочется добавить – не просто аллея, а «аллея любви», пройдя по которой, дети – увы, многие впервые! - узнают о существовании и высоких чувств… И – далее в этом списке – рыженькая музейная собачка, Каштанка, конечно, она, кто же тут может быть еще?

Благодатная почва для новой педагогической методики. По словам Т.П. Хризман, ученой, обосновавшей необходимость музейной педагогики в воспитании детей на материале нейрофизиологии, руководительницы эксперимента в Петродворце, - здесь действует «принцип двойного контекста». Первый контекст: сохраненная эстетически значимая среда, второй – созданная самим музейным педагогом ситуация: например – чаепитие такое и в той комнате, где чеховские герои распивали чаи в XIX веке, урок словесности в маленькой деревянной сельской школе, которую построил Антон Павлович, чтение письма с признанием в любви в доме Чехова у старого фортепиано под тихие звуки вальса…

Отметила Ирина и важную роль зав. научно-методическим отделом чеховского музея Г.Великовской, назвав ее «первопроходцем не только в литературном, но и в чеховском музейном мире».  А вот названия «интерактивов»: «Дети, в школу собирайтесь!» (это в музее сельской школы), «Чаепитие в Мелихово», «Заботы и радости чеховской людской», «В гостях у Чеховых в Мелехово», «Здравствуй, музей! Здравствуйте, Антон Павлович!», «Сокровища музейного сундучка!», «В лесу прифронтовом» (посвященном защитникам Москвы в 1941 году, тому же создателю музея Ю.Авдееву). Наконец, «интерактив», посвященный «Чайке», ведь мелиховский музей во многом и посвящен этой великой пьесе.

Сколько сил, сколько открытий, сколько труда! И это все создано за эти несколько лет…

Постепенно, как и в любой науке, возникает своя признанная терминология; два термина мы уже упомянули: «интерактив» и «принцип двойного контекста». А вот еще «интерактивный фонд» - набор музейных вещей, которые музейный педагог дает в руки детям. Конечно, отношение к таким вещам особенно трепетное и бережное, но все же – это не лучший способ хранения экспонатов. Сюда идут «пожертвования» разных людей, у которых сохранились старинные вещи и так называемые «типовые», то есть повторяющиеся предметы музейного фонда. И.Гаркуша назвала несколько фамилий «дарителей»: это главный хранитель музея К.А.Чайковская, чеховский краевед Е.Н.Жебракова, О.Ю.Авдеева, дочь создателя музея… Каждый из нас, у кого что-то сохранилось от бабушек и дедушек, может попасть в этот почетный список.

- Ирина, над чем вы работаете сейчас?

- Сказать секрет? Над «интерактивом», где мы с детьми пойдем – «на озеро»… Чехов ловил рыбу там. Это известно точно, есть мемуарные заметки. Сидел, удочку закинув, клюет, не клюет – верно, не замечал: так возникала «Чайка»… Вот мы и посидим вместе с детьми и поговорим о жизни, о пьесе…

Уходя, я бросил последний взгляд на озеро. Оно смотрело на меня, как огромный печальный глаз. Да, подумалось мне, только бы оно сохранилось, только бы существовало, только бы, словно удивительная, уэллсовская машина времени переносила наших детей в прошлое, раскрывало тайны чувств и мыслей наших предков, богатство всей нашей великой русской литературы. Вопреки «земельной горячке» неутомимых строителей коттеджей, разрушающих ландшафты, природные и культурные – ведь озеро за огороженной территорией музея. Вопреки всем слухам о многоэтажных гостиничных комплексах, о международных туристических проектах, о развлекательных шоу, которые, говорят, планируют здесь, - вот парадокс, -посвященных Чехову и «Чайке»…

 

Евгений Беляков

 

 

Hosted by uCoz